На заседании комитета по экономике и налоговой политике под председательством Егора Васильева депутаты заслушали информацию Счетной палаты. Где проверили деятельность государственного казенного учреждения «Краевое транспортное управление» за 2 предыдущих года. Эта некоммерческая организация создана в 2015 году распоряжением Правительства края. Она занимается организацией транспортного обслуживания населения в автобусах по пригородным и межмуниципальным маршрутам, разработкой документов транспортного планирования, закупкой нового автотранспорта, ремонтом автовокзалов и т.п.
В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Андрей Гаюльский, Дмитрий Дмитриев, Юрий Захаринский, Алексей Туманин.
Указом Президента РФ для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» к 2030 году предусмотрено обновление общественного транспорта в агломерациях и городах. Доля автопарка, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, должна быть не ниже 85%. Краю надо обновить 1270 автобусов.
Сейчас в крае установлено более 1000 маршрутов; ежедневно на дороги выходят более 3000 автобусов. При этом в той же Красноярской агломерации в начале этого года нормативному сроку соответствовало 59,8% автобусов. Среди 29 опорных населенных пунктов края наилучшее состояние общественного транспорта в Боготоле, Бородино, Дудинке, Балахте, Нижнем Ингаше, Хатанге, Шушенском, городах Кодинск и Иланский.
Другая проблема, помимо обновления автопарка — кадровая. Низкая заработная плата ведет к дефициту водителей категории «Д». На начало этого года в крае было открыто более 400 вакансий.
Проверка выявила, что действующая сейчас система закупок автобусов (через максимальную цену контракта) не позволяет приобретать более экологичный и комфортный автотранспорт. Часть закупленного и переданного в муниципальные образования автопарка простаивает и не выходит на маршруты.
Аудиторы предлагают переходить на другую форму транспортного обслуживания в крае — заключение брутто-контрактов, как в ряде других регионов страны, а также передавать автотранспорт (в случае его простоя) из одного муниципального образования в другие. Если с этим предложением министр транспорта Дмитрий Зотин согласился, то про брутто-контракты пояснил, что в этом случае велик риск захода в край крупных перевозчиков из других регионов, местные же перевозчики могут пострадать.
Председатель комитета Егор Васильев отметил, что переход на систему брутто-контрактов позволит аккумулировать средства на обновление подвижного состава в одних руках: «В общественном транспорте первична всегда услуга, которую получают жители края, а не бизнес. Крупные перевозчики имеют лучшую экономику, в силу их масштаба оказание одной услуги возможно дешевле, чем у маленькой компании. Понятно, что автобусы стареют, и не всегда у бюджета есть возможность выделять субсидии и приобретать транспорт в лизинг. Каждый год субсидию на эти цели придется отстаивать, выделят ли ее — будет зависеть от наполняемости краевого бюджета. Хочется выйти на сбалансированную систему, которая без постоянной подпитки работала бы достаточно качественно. Если мы понимаем, что у нас есть долгосрочная модель с более дешевой себестоимостью, то ее стоит использовать».
Депутатам пообещали до конца года представить новую работающую модель транспортного обслуживания в крае.




