Когда металл превращается в слово. С ее легкой руки рождались газетные строчки в Богучанском районе.

474

В далеком 1934 году в Богучанском районе появилась первая газета «Ангарский колхозник», в те годы название издания было очень актуальным. Только спустя несколько лет оно сменилось на «Ангарскую правду». В 1971 году в редакцию газеты пришла моя бабушка Елена Борисовна Дроздова. В советское время бабушкой ее трудно было назвать. Стройная фигура, роскошные темные длинные волосы и большие глаза. Сначала женщина устроилась наборщиком, позже освоила профессию линотиписта. Линотипист — профессия довольно непростая, трудоемкая и требующая грамотного подхода в условиях вредного производства. Что же такое линотип? Это такая большая, высокая до потолка машина, именно такой громоздкой мне она запомнилась, которая предназначена для отливки строк текста из типографского сплава. Это сейчас, в век цифровых технологий, профессия линотиписта себя изжила. Ведь чтобы исправить ошибку, в наше время достаточно стереть букву и заменить ее на другую, а раньше строчки переливались заново, как и заново разогревался котел, который составлял неотъемлемую деталь линотипа. Никакое чудо компьютерной техники автоматически не исправит ошибку в тексте, поэтому в усиленном режиме работали не только руки линотиписта, но и голова. Только представьте, на каком уровне бабушка обучена грамоте. Клавиатура агрегата представляла собой крупные кнопки, над ней располагалось освещение, котел, который плавил свинец, при температуре 270-280 градусов разместился где-то сбоку машины. Как сейчас помню, бабушка стучит пальцами по линотипу, свинец плавится, а где-то с другой стороны выходят отлитые строки. После чего в другом кабинете работник набирал строки матрицами, что тоже очень интересно. Металлические чушки бабушке приходилось таскать до цеха самой, поэтому я не только путалась под ногами газетчиков, но иногда и помогала. Я любила блудить по кабинетам и наблюдать за процессом, в детстве мне кузница типографии казалась сплошным волшебством. Наверное, неспроста спустя много лет уже мои пальцы стучат по клавиатуре компьютера, чтобы написать очередной материал. Вот что сегодня вспоминает бабушка Елена Борисовна: «За процессом перемещения металлических строк на бумагу любили наблюдать школьники. Они часто и с большим интересом группами приходили на экскурсию в типографию. График работы советского времени был очень плотным, тираж газеты большой, примерно 11 тысяч экземпляров с выходом три раза в неделю. В коллективе работа кипела нередко до позднего вечера, а то и ночи». Когда редакцию «Ангарской правды» разделили с типографией, первым директором типографии стала моя уже двоюродная бабушка Чиндекова Александра Борисовна. Так как мое детство, которое хорошо помню, захватило постсоветское время, мое сознание в буквальном смысле слова было пропитано атмосферой типографии и печатных станков. Вместе с детворой мы, чумазые, в машинной смазке покоряли вершины огромных рулонов газетной бумаги и крупных листов. Этого всего было в избытке на территории редакции, но я ни разу не услышала грубого слова со стороны коллектива, запрещающего нам «постигать азы журналистики». Но настоящей кладовой для нас стал огромный короб-гарт на улице, куда складировались ненужные останки писем, газет и нарезок. Мы все эти сокровища благополучно перетаскивали к бабушке в дом, к тому же проживала она по соседству. Поэтому нередко стены родного дома не отличались атмосферой от редакции газеты. Дроздова Елена Борисовна проработала в типографии газеты «Ангарская правда» долгих 27 лет, награждена грамотами, знаками отличия и медалью за добросовестный труд. Бабушка у нас скромная, говорить много не любит, но ее самоотверженное отношение к работе — настоящий пример трудолюбия подрастающему поколению!